Сеть молодежных независимых проектов,
объединенных общей целью – развитие общественной дискуссии в России
Март
26
Вс
27
Пн
28
Вт
29
Ср
30
Чт
31
Пт
Апрель
1
Сб
2
Вс
3
Пн
4
Вт
Как должна выглядеть позиция патриота России в отношении СВО? | ДеБар
Москва
5
Ср
6
Чт
7
Пт
8
Сб
9
Вс
10
Пн
11
Вт
12
Ср
13
Чт
14
Пт
15
Сб
16
Вс
17
Пн
18
Вт
19
Ср
20
Чт
21
Пт
22
Сб
23
Вс
24
Пн
25
Вт
26
Ср
27
Чт
28
Пт
29
Сб
30
Вс
Май
1
Пн
2
Вт
3
Ср
4
Чт
5
Пт
6
Сб
7
Вс
8
Пн
9
Вт
10
Ср
11
Чт
12
Пт
13
Сб
14
Вс
15
Пн
16
Вт
17
Ср

Мировая война COVID


Состояние тревожности перед невидимой, но всеобъемлющей угрозой пронизывало нашу жизнь не только в 2020 году. Но кажется, что «не-конечность» истории сейчас ощущается сильнее всего. Я имею в виду, что когда я училась в школе, и на уроках истории мы говорили о войнах и катастрофах, мне чётко казалось, что мы наконец живём в завершённом мире, где нет страданий и проблем, и можно говорить о трагедиях только в прошедшем времени. Довольно скоро эти мысли исчезли, но я хорошо помню эту спокойную наивность, которую сменили различные страхи.

Пандемия подсветила под новым углом мои общечеловеческие страхи перед войной, неравенством, глобальным потеплением, удушением. Постоянный ореол смерти в ежедневных разговорах стал нормой, и человечество постепенно выстраивает новую реальность, в которой у коронавируса будет своя роль. Писатели и режиссёры начинают осмыслять новую действительность, прорабатывая новые травмы в своем творчестве, но как часто бывает у творцов, многие предсказали в своих историях пандемию и её роль в жизни человека.

Например, Макс Брукс — писатель с дислексией, выпустивший в 2006 году книжку про зомби «Мировая война Z» (‘World War Z’, или «Война миров Z»). По ней в 2013 году сняли одноименный фильм с Брэдом Питтом. Сразу признаюсь, что фильм так и не решилась посмотреть, так как из обзоров узнала о критических несоответствиях с первоисточником. В оригинале у книги нет главного героя, только безликий Рассказчик, разговаривающий с другими людьми (которые, в свою очередь, осчастливлены личностными характеристиками). Книга создана в жанре псевдо-документалистики и представляет собой большой сборник интервью. Нашествие зомби и война с ними уже несколько лет как закончились, и Рассказчик по заданию ООН собирает интервью у выживших участников войны — учёных, политиков, военных, мошенников, инженеров, врачей, сумасшедших и так далее. Интервью нужны для составления огромного и всеобъемлющего доклада по итогам войны. 

«Мировая война Z»Обложка книги

В чём интерес? В удивительных экономических, политических, военных решениях, которые приходится принимать во время эпидемии. Эпидемии зомби-вируса. 

Как происходит логистика миграционных потоков из очагов заражения? Как и куда организовывать эвакуацию? Как готовить и тестировать вакцину? Что делать с нечестными фармакологическими корпорациями, вбрасывающих на рынок фальшивые вакцины-пустышки с целью заработка на всеобщей катастрофе? Как вести себя лидерам государств — закрывать границы или пытаться помочь мигрантам? И всё это происходит в условиях, когда неумирающие зомби из затонувших лайнеров выходят из воды на побережьях по всему миру.

Каждый интервьюируемый имеет собственный ответ и взгляд на произошедшее, и невозможно читать эту книгу в 2020 году, не примеряя большинство реакций и действий на нашу коронавирусную реальность. Надо ли говорить, что по задумке Макса Брукса, «нулевой пациент» появился именно в Китае. 

Макс Брукс признается, что создавал эту историю, скрупулезно анализируя и проживая свои страхи. Его отец, еврей, прошел Вторую мировую войну, и часто рассказывал сыну об этом опыте. Брукс рос в 1980-е, его пугали войны, глобальные катаклизмы, эпидемия СПИДа, глобальное потепление. Жизнь в постоянной тревожности из-за огромных разрушительных процессов, на которые ты никак не можешь повлиять, привели Брукса к размышлениям о зомби. Образ бессмысленной, но глобальной угрозы, которая медленно надвигается, ничем не лечится, и кажется, что придёт за каждым, делает зомби-вирус неотличимым от любой другой пандемии.

Скриншот из игры по мотивам книгиСкриншот из игры по мотивам книги

В книге Брукса уделяется внимание ещё одной глобальной, волнующей его проблеме. Это разрыв между бедными и богатыми, и хрупкость привилегий. Западный «первый» мир не сразу чувствует всю мощь и опасность нового вируса — в то время как развивающиеся государства, или страны «третьего» мира, испытывают на себе всю тяжесть отсутствия доступа к базовым привилегиям вроде достойной медицины, вакцинации, элементарной защиты от атак зомби в ветхих жилищах, отсутствие воды, света и других первичных потребностей. На это накладываются тяжелые условия в лагерях для беженцев. Люди бегут от зомби-вируса, как от войны, в более богатые страны, надеясь найти спасение. Это тоже напоминает кое-что из современной мировой политики.

К тому же, в книге критикуется «общество потребления», которое настолько привыкло жить в комфорте и возможности мгновенно купить любую вещь или услугу, что люди в условиях Апокалипсиса оказываются неспособными обеспечить выживание ни себе, ни своим близким. Помимо прочего выясняется, что технический прогресс в таких экстремальных условиях — пшик, если отсутствуют люди (ведь их съели зомби), которые готовы обслуживать заводы, электростанции, серверные комнаты больших корпораций, заправки и торговые центры. В книге есть интервью с директором департамента стратегических ресурсов, созданного, чтобы заниматься переквалификацией бесконечного ряда пиарщиков, менеджеров, адвокатов и политологов в нормальный рабочий класс, который мог бы строить дома и укрепления, выращивать еду на фермах, работать на оставшихся предприятиях. Хороший повод задуматься о привилегиях информационной эпохи и экономики услуг.

Кадр из фильма по мотивам книгиКадр из фильма, снятого по мотивам книги

Конечно, книга является совершенной фантастикой, но использование зомби-тематики, чтобы раскрыть некоторые проблемы человечества, кажется отличной задумкой. Помимо вопросов неравенства и смерти, которые пронизывают книгу, появляются истории о медицинской этике, силе искусства в кризисные времена, психических отклонениях на фоне катастрофы, и об обычных человеческих слабостях и страхах. Брукс призывает помнить, что с миром в любой момент может произойти что-то страшное, и нам придется решать эти проблемы. 2020 год показал, насколько успешно человечество способно справляться с кризисами. 

Интересуясь темой влияния зомби на политические и экономические процессы, я наткнулась на другую книжку — «Theories of international politics and zombies» американского журналиста Дэниела Дрезнера. Суть можно уловить из названия — автор пытается проанализировать, как поведёт себя мировое сообщество, если завтра начнётся зомби-апокалипсис, и как эту проблему придётся решать мировым лидерам. Это скорее академический текст о стрессовых катастрофах для мировой политики, просто в качестве кризисного фактора выбраны зомби.

Изображение коронавирусаУсловное изображение коронавируса само по себе напоминает зомби — или мне кажется?

Кстати, если хотите почитать разбор фильмов о зомби, в которых обнаруживаются политические подтексты — пишите

Я, как и большинство людей, всю жизнь погружена в поп-культурный контекст: смотрю новинки кино и сериалов, читаю наиболее нашумевшие книги — и всегда меня развлекал процесс поиска в произведениях культуры «скрытых» политических, философских, идеологических смыслов. Иногда и вовсе не скрытых. Краткий разговор о зомби выше показывает, как фантастический элемент может быть отлично использован для демонстрации базовых политических вопросов. Так что этим текстом я хотела бы начать цикл статей для «Пространства Политика» с целью посмотреть, как о политике или политических, а иногда и философских идеях, говорят не самым очевидным образом — не языком исследований и трактатов, а языком, близким к нашей повседневной жизни, т.е. через поп-культуру. Многие произведения содержат в себе идеи, которые можно осмыслить через призму политического, хотя иногда эти идеи создают лишь фон для основных событий. Это легко заметить на примере тех же Людей Икс — команды из мира комиксов Marvel, которые репрезентуют меньшинства, не признаваемые и осуждаемые обществом. Рассматривать произведения через такую оптику зачастую неожиданно и просто забавно (особенно если говорить о мультфильмах).

Оптика

Основная мысль этого цикла проста: политика является базисом, на который мы настраиваем нашу жизнь, и который влияет на все наши взгляды и решения. Осознаём мы это влияние или нет — не так важно, но отрицать его нельзя. Политика везде, и даже если ты думаешь, что не интересуешься ею, называешь себя «аполитичным», ты встречаешь отголоски всюду — даже когда читаешь фэнтези или играешь в игру. 

Ни для кого не секрет, что аудитории намного проще потреблять и усваивать идеи и пропаганду через поп-культуру, простую систему образов и базовых архетипов. Когда-то это происходило через телевизор, сейчас через Netflix, но суть осталась та же.Воспринимая политику и политические идеи из продуктов массовой культуры, мы неосознанно формируем нашу картину мира, строим этические, политические координаты, в которые потом и пытаемся себя встроить. Поэтому интересно раскапывать в разных произведениях эти посылы и попытаться задокументировать полученные идеи. Зачастую ты можешь не знать, как называется твоя идеология, как она оформлена и в каких академических текстах представлена, но ты знаком с <name>, где эта идея повлияла на события или создала контекст, и косвенно влияла на восприятие.

В конце хотелось бы отметить, что, говоря «массовая культура» (или «поп-культура»), я не подразумеваю дихотомию «массовая - элитарная» как формы низшего и высшего искусства. Это просто удобная характеристика контента, созданного не только для ценителей, но и для более широкой публики.

Надеюсь, нас ждет плодотворный разговор.

* * *